На большой судостроительный завод приезжает новый директор — честный и принципиальный. Несмотря на то, что он отличный специалист, прекрасно разбирающийся во всех тонкостях дела, его ждут немалые трудности. И связаны они с человеческим фактором. На заводе царит атмосфера отчуждения…
Фильм стал смотреть ради Евгения Евстигнеева — по сути, это она из первых главных ролей Евстигнеева в кинематографе.
Фильм с одной стороны — весьма показателен для своего времени, когда работа, общественное дело — было превыше всего. Но с другой стороны — ведь и семья была немаловажным фактором, ячейкой общества, здесь же она отодвигается героем на второй план.Директор Алексин полностью отдается работе, для него никогда не существует сентиментальности в своем деле, никогда нет выбора между работой и людьми. Если человек не занимается положенным делом — человеку здесь не место! Несмотря на это, в фильме есть моменты, где на первый взгляд — проскакивает та самая сентиментальность — Алексин выделяет комнату одному из рабочих. Но это скорее не забота о человеке, а забота об общем деле — ведь тогда он будет лучше работать!
Алексин любит свою жену, но она для него существует некоей тенью — ему все равно, чем она занимается, чем хочет заниматься. Он никогда не стремится сам сделать что-то для нее, если она не попросит.
И Ирина в какой-то момент понимает, что ее муж никогда не изменится, он останется тем же директором, начальником, человеком, с головой ушедшим в свою работу. И единственный выход для нее — отпустить его, уйти самой, уйти, чтобы никогда не возвращаться. И кадры, где ее муж поднимается по эскалатору один, оставляя ее, — тому подтверждение…
Все эти «никогда» и составляют основу фильма — фильма, в котором Евгений Евстигнеев блистательно, я считаю, сыграл директора судостроительного завода, драматическую роль.
Работа в жизни — совершенно не главное, если нет того, с кем ты сможешь разделить свои печали и успех от сделанного!..