Что может быть прозаичнее истории драки двух подростков? На первый взгляд кажется, что таких историй много, даже нечего снимать. Но Полански посчитал по-другому. И снял фильм не о выяснении отношений между двумя подростками, а об их родителях, о взрослых, о нас — людях разных взглядов, убеждений, социального статуса.
Режиссер — Роман Полански
В ролях — Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц, Джон Райли
Бюджет — $25 млн.
Год выпуска — 2011
История двух родительских пар, которые знакомятся после того, как их сыновья сходятся в школьной драке. При этом каждая пара оспаривает родительские навыки другой, вместо того чтобы разглядеть собственные проблемы.
Главная беда современного общества — это желание слышать, но неумение услышать и быть услышанным. Люди эгоистичны по свеой натуре, им всегда хочется выставить себя в более приятном свете, рассказать о себе, не слушая других и не принимая аргументы и мнения, которые отличаются от их мнений.
В «Резне» зрителю показываются четыре взрослых человека, две семейные пары, которые хотят вначале понять, что же побудило их детей подраться так, что один выбил палкой другому два зуба. Это совершенно разные люди: успешные в бизнесе Нэнси (Кейт Уинслет) и Алан (Кристоф Вальц) и простая пара Пенелопа (Джоди Фостер) и Майкл (Джон Райли), которые живут, не хватая звезд с небес, зарабатывая столько, сколько хватает на жизнь.
Мне кажется, этих четырех человек с некоторой натяжкой, но можно сравнить с 4 людскими темпераментами. Режиссер сводит этих людей вместе, давая понять зрителю, как трудно в нашей жизни найти общий язык даже по простой, казалось бы, проблеме. В век, когда компьютеры, телефоны, техника заполонили наше сознание — так трудно говорить с глазу на глаз. Алан никак не может сосредоточиться на разговоре, ему важнее его бизнес, чем сын, он не может понять, зачем вообще пришел сюда, зачем что-то выяснять. Его жена Нэнси наоборот, очень чувствительная, ей хочется все-таки найти общий язык с этими людьми, она чувствует себя виноватой за поступок своего сына. Ей давно уже надоело пренебрежительное отношение ее мужа к жизни, к ней — но она жила с этим, держала в себе — до той поры, пока не настала эта критическая точка, когда ее терпение кончилось.
Примерно также и с Пенелопой и Майклом. Пенелопа не может понять Майкла, его отношение к животным, к этим чужим людям, к ней. В какое-то время тихое противоборство двух супружеских пар перерастает в откровенные перепалки, а затем неприятели как будто меняются позициями — уже Майкл и Алан выступают против Пенелопы с Нэнси. И ссора детей, выбитые зубы — все уходит далеко на второй план. Им становится важно совершенно другое…
Конечно же, на протяжении фильма были моменты, когда казалось, что некоторые сцены весьма наиграны. Наверное, мало есть актеров, а тем более уж актрис, которые могут мастерски, естественно показать пьяного человека, человека который достаточно выпил. И если Джон Райли иКристоф Вальц в фильме играют нормально после пары выпитых рюмок, то Кейт Уинслет, как мне показалось — слишком уж переигрывает. Но наверное это сугубо мое мнение.
Смотря фильм, трудно сказать, чья заслуга больше в том, что мы видим на экране. Драматурга Ясмины Резы, которая в 2007 нгоду написала пьесу «Бог резни»? Или мастерства Романа Полански, который смог перенести пьесу на большой экран? А может, все-таки актеров, которые передали атмосферу, смогли на протяжении часа играть в одном замкнутом помещении, показывать эмоции и чувства своих героев?
Мне кажется, совокупность всего этого и сделали фильм таким, каким он есть — в меру зрелищным, в меру эмоциональным, драматическим и комедийным одновременно. Фильм должен заставить людей задуматься — задуматься о том, как же можно слушать, но не слышать. Что нужно уметь понять человека, вникнуть в его проблемы, а не заострять внимание на самом себе, своем гордом Я. И нужно принимать людей такими, какие они есть. Но многие, к сожалению, не умеют и не хотят это делать…
Соглашусь с тем, что фильм не для большого экрана — он скорее камерный, домашний. К сожалению, люди не любят, когда им показывают на их недостатки, проблемы — а в фильме именно это и делается! Режиссер Роман Полански с иронией старается показать, что все мы — это кто-то из героев: спокойный ли, импульсивный, но главное, все мы боимся проблем, боимся разговоров, всегда защищаем созданный собой мирок, каким бы он зыбким и неправильным не был…