Сегодня сходил на международный фестиваль короткометражного кино «2morrow / Завтра», проводимый в ЦСИ «Заря». Вчера вечером собирался сходить на открытие, но поленился…
Было представлено 5 короткометражных фильмов, все они — участники и призеры различных кинофестивалей.
Все их можно объединить, по моему мнению, одной общей темой — доверие людей, взаимопонимание между людьми.
1. «Большая плотина» (Le Barrage \ The Big Dam, реж. Самюэль Грандшан, Швейцария, США, 2015, 14 мин.)
10-летний мальчик уезжает вдвоем с отцом в долгожданное путешествие, чтобы увидеть самую большую плотину в Европе. Горы, шутки, совместный ужин — все так, как они и хотели, представляя себе совместный отдых. Но зыбкое чувство родства подвергается сомнению, когда возникают обида и ревность. На пути к взрослению столкновение со скрытыми семейными травмами неизбежно.
Лучший короткометражный фильм — Национальный конкурс МКФ в Локарно
Фильм понравился своими видами, красивой природой, но вот то, как режиссер донес выбранную задачу — совершенно не вызвало никаких чувств.
2. «Дорогое дитя» (Dear Kid, реж. Фрида Кемпф, Швеция, 2016. 12 мин.)
Стерильный бассейн, инструктор по плаванию, матери, дети — в этом, на первый взгляд, безобидном месте что-то происходит не так. Наблюдая за уроком, одна из матерей начинает чувствовать, что инструктор превышает свои обязанности. Его отношения с одним из учеников выходят за рамки допустимого — они слишком близкие, интимные, телесные… Или это всего лишь ее собственная паранойя, спровоцированная фрустрацией и чрезмерным материнским инстинктом? Шведский режиссер Фрида Кемпф оставляет за зрителем право решать, что на самом деле угрожает дорогому дитя.
МКФ Love & Anarchy в Хельсинки
Собственно, фильм снова не вызвал ничего, кроме недоумения и я уже думал уйти, но по программе ожидалась комедия, решил обождать. И не прогадал.
3. «Ванна» (Die Badewanne \ The Bathtub, реж. Тим Эльрих, Австрия, Германия, 2015, 13 мин.)
Взрослые братья решают сделать маме подарок — полностью повторить старый семейный снимок: зеленый кафель, белая пена, одна ванна, три брата. Но их тела выросли, а размеры ванной остались все те же. Пытаясь угнаться за своим прошлым, братья шутят, злятся, обижаются и понимают, как за эти годы им стало сложно разместиться в общем пространстве. Снятая единым планом комедийная короткометражка немецкого режиссера Тима Эльриха в легкой форме размышляет о хрупких семейных узах и необратимости времени.
Специальный приз жюри — МКФ короткометражных фильмов в Клермон-Ферране
Приз зрительских симпатий, Специальный приз жюри — МКФ в Пунчхоне
Приз за режиссуру — МКФ короткометражный фильмов Open Place в Латвии
Собственно, в аннотации всё и сказано. Три брата, ставшие уже давно взрослыми, каждый имеет свою жизнь, своё положение в обществе — смогут ли они договориться, откинуть серьезность, чтобы сделать фотографию, подарок маме.
Фильм легкий, смешной, но в то же время заставляющий задуматься о семье, о родных, о взаимопонимании с близкими…
4. «Лес отголосков» (Wald der Echos \ Forest of Echos, реж. Луз Оливарес Капелле, Австрия, 2016, 30 мин.)
Играя в лесу, Кристина теряет своих друзей. Пытаясь их разыскать, она находит тела трех утонувших девочек. Чуть позже три девочки обнаруживают на берегу бездыханную Кристину. Может, она святая, и ей нужно помочь отправиться на небо. А может — мертвая, и ее нужно похоронить. Детские игры и ритуалы создают мифологическое время, где смерть и жизнь перетекают друг в друга. Ничто не конечно, все вращается по кругу. «Лет отголосков» — это визуально завораживающий фильм, или, как сказал о нем Михаэль Ханеке, «чистая поэзия».
Конкурсная программа короткого метра — МКФ в Карловых Варах
Лучший игровой короткометражный фильм — КФ Diagonale в Австрии
Приз за лучший сценарий — Премия им. Томаса Плуха в Австрии
Лучший австрийский фильм — МКФ независимых короткометражных фильмов в Австрии
На самом деле, это что-то потрясающее лично для меня по своему визуальному ряду. Этот фильм — некое детское восприятие происходящего, их видение мира. Происходящее на экране завораживает и откровенно пугает, кажется абсурдом и некоей фантастикой. Если вначале хочется понять, что же происходит, то потом, словно следуя за главными героинями — погружаешься в реку визуального восприятия, следишь за тем, что происходит, стараясь абстрагироваться от того, а может ли такое быть вообще?
Понравилась игра главных героинь — искренность, никакой наигранности, молодцы!
5. «Виктория» (Viktoria, реж. Моника Лима, Германия, 2016, 30 мин.)
Виктория — успешная спортсменка-паралимпийка (Аньорка Штрехель, известная российским зрителям по фильму Алексея Учителя «Край»). Ее инвалидность не мешает ей завоевывать медали. Скорее наоборот. Уже многие годы она прикована к креслу и полностью адаптировалась к этой ситуации. Но накануне важного соревнования она понимает, что снова может чувствовать свои ноги, и сталкивается со сложной дилеммой: что важнее — возможность снова ходить или страх потерять успех? Вдохновившись статьей из New York Times «С недостаточно ограниченным возможностями для соревнований», режиссер Моника Лима сняла фильм о борьбе за собственную идентичность.
Специальное упоминание жюри — МКФ IndieLisboa в Лиссабоне
В отличие от предыдущего фильма, это очень реалистичный. Тут рассматривается взаимоотношения Виктории со своим тренером, с любимым человеком и — с самой собой. И что выбрать — привязанность, возможность ходить — или спортивный успех, которому она отдала уже по меньшей мере 7 лет жизни? И до самого последнего момента неясно, что же выберет Виктория, что важнее для нее будет на данном этапе жизни?
В целом, 3 из 5 фильмов сегодняшнего дня кинофестиваля — понравились, а значит — сходил не зря 🙂 Кроме того, как и принято на фестивалях, они демонстрировались на родных языках, с русскими и английскими субтитрами, можно было услышать речь героев, неисковерканную переводом!..