9 мая в 5 утра вернулся в Россию. Выйдя из аэропорта, был сразу подхвачен Алексеем и поехали с ним в наше небольшую поездку по городам России — Муром, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль. Два последних входят в Золотое кольцо России, но ни в одном из городов я не был, поэтому было интересно их посмотреть.
Первая остановка была в Муроме. Город небольшой (порядка 110 тыс. человек), но с богатой историей — в этом году городу исполняется 1157 лет! На въезде в город стоит памятный камень.
Конечно, сказался перелет без сна и что было утро — большую часть дороги я кемарил, ничего не мог с собой поделать…
До Мурома от Москвы 307 км.
Припарковавшись недалеко от парка имени 50-летия Советской власти, мы пошли прогуляться по городу в сторону Окского парка.
Это был День Победы, поэтому было полно людей с флажками, народ отдыхал.
Мы немного погуляли по исторической части города, посмотрели на набережную Оки со смотровой площадки.
Памятник Илье Муромцу на смотровой площадке, который был поставлен в 1999 году. В правой рукой Илья держит высоко поднятый меч, в левой же – крест, прижимая его к груди.
Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.
Набережная реки Оки.
Уже по пути назад я вспомнил, что где-то в центре должен быть памятник Калачу, который мы по дороге на набережную не видели. Оказывается, праздничные палатки со всякой снедью и сувенирами закрыли его. Но — мы нашли!
С муромским калачом.
Водонапорная башня, возведенная еще в 1863 году. Сейчас она не используется по назначению, функционировала до 1930-х годов, когда была закрыта, поскольку проходившая через нее вода не соответствовала санитарно-гигиеническим нормам.
Уже около машины увидели в парке паровоз бронепоезда «Илья Муромец». В 1971 году в Муроме, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией, установили памятник бронепоезду «Илья Муромец». Это макет паровоза в натуральную величину, схожий с оригиналом, прошедшим Великую Отечественную войну.
Экипаж локомотивщиков так хорошо водил «Илью Муромца», что за всю войну бронепоезд не получил ни единой пробоины. Впервые в истории бронепоездов его вооружили реактивными миномётами «Катюша».
Рядом с монументом поставили мемориальную доску, на которой показан весь боевой маршрут бронепоезда.
В июне 1944 года поблизости от Ковеля развернулось лобовое сражение между бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер» и вражеский «Адольф» был сокрушён в пух и прах. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошёл до Берлина и встретил победу во Франкфурте-на-Одере.
Погуляли по Мурому недолго — было много народа, да и запланированные нами достопримечательности все посмотрели. Поэтому вернулись к машине и двинулись дальше — в Нижний Новгород. Муром оставил воспоминания как маленький город, чем-то напомнил Петергоф — своей уютностью и компактностью, наверное…