:::: МЕНЮ ::::

Фильм «Шапито-шоу» (реж. Сергей Лобан, Россия, 2011)

shapitoМне кажется, «Шапито-шоу» несколько расширило рамки принятых жанров в кинематографе. Это не полностью комедия, это не драма. «Шапито-шоу»скорее притча, доносимая до зрителя простыми, доступными средствами, в которой в 4 новеллах зрителю преподносятся одни из самых главных идей, понятий нашей жизни — Любовь, Дружба, Уважение, Сотрудничество.

Фильм идет довольно долго — 207 минут, более 3 часов, разбит на 2 фильма по 100 минут. Кажется, что это много. На самом же деле фильм смотрится на одном дыхании, удерживая зрителя в напряжении, особенно первые две части. Фильм построен несколько нелинейно — каждая следующая новелла что-то дополняет к предыдущей, показывая уже знакомые сцены с другого ракурса, внося в них новый взгляд на события. Это всегда интересно — заставляет внимательнее вглядываться в людей, их поступки, чтобы в дальнейшем понять, увидеть их по-другому. В каждой следующей новелле второстепенные герои предыдущей – становятся уже главными героями, их роль в повествовании увеличивается.
Хотя фильм и длинный, но после просмотра понимаешь, что показанные новеллы — нельзя было никак ужать, сократить — все в них настолько органично, настолько точно показано, что хочется только аплодировать. Диалоги героев переплетаются с их действиями, с красивейшими видами Крыма, его природы, быта.

Каждая новелла полностью раскрывает зрителю свое название. Так, в новелле «Любовь»показываются чувства героев. Вера любит реальную жизнь во всех ее проявлениях, ей кажется, что она любит Киберстранника. Он же — любит виртуальность, все остальное ему претит.

Новелла «Дружба» показывает, насколько может быть крепка дружба и как она хрупка одновременно. Ничего не стоит в один момент лишиться всех друзей, но так ли легко потом наладить прерванные отношения?

Новелла «Сотрудничество» рассказывает о Роме Легенде, двойнике Виктора Цоя, на котором предприимчивый продюсер хочет делать деньги, что не нравится самому Роме. Собственно, история также весьма поучительна — где есть границы сотрудничества и где — паразитизм одного человека за счет другого? И приносят ли такие отношения удовлетворения обеим сторонам?

«Уважение». Новелла с участием в главной роли Петра Мамонова, неоднозначной фигуры, но точно — талантливейшего актера. Уважение Сына к Отцу, он гордится им, хотя тот на 8 лет и пропал из его жизни. Уважение Отца — к леснику, который несколько завидует его работе, возможности быть рядом с природой, жить ею. Уважение режиссера шапито к Отцу, герою Мамонова, который живет театром. Уважение — это сильное чувство, которое трудно завоевать — но так легко потерять, о чем и говорит Сын Отцу…

Вообще, почти все новеллы заканчиваются одной и той же речью, произнесенной героями. Ее говорит Сын Отцу, ее говорят в новелле «Любовь», ее же упоминают и в «Сотрудничестве». Речь о том, как же ошибается один из героев, о том, что он не прав…

Игра актеров в фильме понравилась — их не в чем упрекнуть. «Шапито-шоу» на то и шапито — здесь актеры могут несколько переигрывать, это простительно. Конечно же, было приятно посмотреть на игру Петра Мамонова, его безумную немую игру на гитаре, которая ничего, кроме смеха или улыбки не вызывает. Приятно порадовала главная героиня — хрупкая девушка Вера Строкова, которая замечательно играет в паре с Алексеем Подольским. Это две противоположности, два абсолютно разных человека — и внешне, и по мироощущению, восприятию действительности.

Игра Алексея Знаменского также впечатлила. Алексей — слабослышащий актер, но это абсолютно не мешает играть, жить наравне с другими актерами, а по пластике, по его движениям под музыку – он их даже превосходит!

Фильм отчасти напоминает фильмы современных молодых режиссеров, в частности, Звягинцева. Однако, как признается сам режиссер Сергей Лобан, «мы хотели, чтобы это на Звягинцева немножко было похоже». Интересно, что каждая следующая новелла сделана несколько в другом стиле, чем предыдущая. Вот что говорит сам режиссер в одном из интервью:

…Делая «Любовь», мы думали о Каурисмяки и при этом параллельно о Лео Караксе. В итоге ничего этого там нет, конечно, но подразумевалось. «Дружбу» мы рассматривали в контексте индийских фильмов, вестернов, производства ГДР даже. Ну и про Апатоу я тоже думал. «Уважение» — это, конечно, Бергман, Тарковский, Звягинцев. А «Сотрудничество» — это «Круглосуточные тусовщики», фильм про рок-звезду…

Единственный минус – это несколько нарушенная хронология в фильме. Так, показываются герои Ромы Легенды и Киберстранника за работой монтажниками, однако ранее говорилось, что они давно не виделись.

Говоря о фильме, стоит отметить саундтрек и музыкальные вставки после каждой новеллы. Они вызывают улыбку, они делают настроение всему фильму!

Ну и, конечно же — лучше этот фильм смотреть на большом экране. Да, отсидеть 4 часа — нелегко, но фильм этого заслуживает. Он абсолютно не пошлый, без фальши, что весьма похвально в наше время. Он искренен. И ради этой искренности лучше его один раз увидеть, чем читать отзывы других счастливчиков, посмотревших его. 🙂


Return to Top ▲Return to Top ▲