Это не просто фильм о Сибири, это фильм о вере — это, пожалуй, главная тема фильма режиссера Вячеслава Росса. Честно говоря, я не ожидал такого пронзительно, сильного произведения от режиссера «Тупого, жирного зайца», который мне не понравился. Приятно удивлен!
В глухой тайге в заброшенной деревне Монамур живет старик-старовер Иван со своим 7-летним внуком Лешкой. Они ждут отца мальчика, который ушел 2 года назад и не вернулся. Иногда к ним приезжает дальний родственник дядя Юра и привозит им еду, за что его нещадно ругает жена.
Фильм очень глубокий, способен задеть за живое любого человека, мне кажется. Дед Иван, старовер, верит в бога, заставляет молиться и внука. Внук Лешка верит в то, что его отец, ушедший из дома – все-таки скоро вернется. Дядя Юра… Он верит в добро, что сможет забрать Лешку к себе, что то, что он возит продукты деду Ивану с внуком – это необходимо, несмотря на то, что его пилит жена по этому поводу.
Все в фильме убеждены в своей правоте, своей правде. Капитан в том, что ему нужно привезти шлюху подполковнику. Подполковник в том, что он может давать такие распоряжения, что он прав в данной ситуации. Расхитители икон считают, что они могут воровать иконы, даже ценой убийств. Единственный сомневающийся, наверное, это солдат, который не может смотреть на издевательства над Любой. Который не уверен в том, верно ли им ехать по приказу подполковника.
Помимо веры, фильм пропитан любовью, хотя и она здесь – разная. Это и ожидание Лешки отца, и любовь деда Ивана к внуку, пропущенная через призму любви к богу. Это и любовь Лешки к собаке, привязанность ней, потому что больше некому ему дарить свои чувства в забытой всеми деревеньке Сибири. Это и любовь Анны к своему мужу Юрию, которая переживает за него, хотя и ругает.
Наверное, именно чувство любви, которая сохранилась в глубокой глуши Сибири – и дали название фильму, показывая, что любить можно даже тогда, когда вроде ничего не остается помимо веры, помимо надежды.
— Я желтый берегу, деду Бога нарисую.
— А че, Бог желтый что ли?
— А ты не знал? Он ведь светится!»
Говоря об игре актеров, нельзя не обратить внимания на Петра Зайченко, сыгравшего деда Ивана, сыгравшего великолепно! Даже кажется на протяжении фильма, что роль писалась под него – настолько он замечательно ее сыграл. Сергей Новиков (сыграл дядю Юру, у него за плечами всего 2 фильма, 1992 и 2009 годов) также очень органичен в данной роли, передавая эмоции своего героя, переживания, волнения.
Работа оператора Юрия Райского очень порадовала, удивила — отлично сняты сцены с собаками, дед Иван, который ищет путь к трассе. Завораживающие пейзажи, красивая дикая природа – и одновременно заброшенные дома, уже разворованные иконоискателями, дикие собаки, которые готовы съесть все живое. Все это очень мастерски показано оператором. Кстати сказать, Райский был оператором в таких известных картинах, как «Формула любви», «Анкор, еще анкор!», «Игры мотыльков», «Бой с тенью», «18-14», сериала «Бригада»…
Несмотря на то, что есть в фильме и выстрелы, смерть, драки, секс – акцент на этом режиссером не делается, да это и не нужно. Чем-то фильм напомнил «Край» Алексея Учителя, вышедшего в прошлом году. Тоже Сибирь, тоже вера, переживания героев… Но в отличие от Края – это фильм о современной России, о тех ее реалиях, которые мы стараемся от себя отогнать, которые не хотим признавать…
Фильм не задает скрытых вопросов зрителю, он дает один ясный ответ – за свою веру, свою жизнь, жизнь дорогих тебе людей нужно бороться. Бороться и идти до конца, чего бы это не стоило! И фильм оставляет надежду – не все еще потеряно, есть смысл жить, смысл существовать, смысл искать что-то в этой жизни.
Мне кажется, если бы «Сибирь, Монамур» отправили на «Оскар» – мы бы выиграли его! 🙂 Фильм на самом деле достоин многого! Кстати, уже сейчас он имеет более 20 наград.