:::: МЕНЮ ::::

Захар Прилепин — «Обитель»

prilenin_obitelНовый огромный, мощный роман Захара Прилепина. Роман, рассказывающий о страшном, незнакомом, в чем-то пугающем времени Российской империи — первая половина XX века, первый концлагерь Соловки (Соловецкий лагерь особого назначения, СЛОН). Роман нельзя назвать чисто документальным, но это и не полный вымысел — многие герои, многие люди имеют реальные прототипы, которые жили, работали, сидели в лагере.

Захар Прилепин словно окунает читателя в 1920-е годы, заставляет силой написанного, силой слова проникнуться судьбой героев. Повествование ведется от лица Артема, молодого человека 27 лет, заключенного лагеря. Весь быт, устои лагеря, взаимоотношения заключенных с конвоирами показаны его глазами, но при этом автор несколько абстрагируется от понятий «плохой-хороший». Главный герой показан не простым человеком со своими плюсами и минусами, он не нарисован полностью положительным человеком. Временами даже нет сочувствия его поступкам, настолько они нелепы, по-детски непродуманны, а иногда и просто вызывают негодование.

Начальник лагеря Федор Иванович Эйхманис (настоящая фамилия Эйхманс, на момент действия романа ему был примерно 31 год) — человек, который должен быть показан отрицательным для заключенного, но в то же время в романе он изображен и с хорошей стороны. Эйхманс на самом деле сделал в бытность свою начальником лагеря многое — обустроил заповедник на Большом Соловецком острове, заключенные занимались изучением островов, занимались научной работой. При Эйхманисе был создан музей, заключенные выпускали газету, создали свой театр и многое другое…

Реальны и другие персонажи романа — Галина, любовница начлагеря Федора Ивановича, чьи письма приведены в «Обители»; начальник лагеря Ногтев, который занимал эту должность до Эйхманиса и после него; Френкель, владычка Иоанн, который также фигурирует в мемуарах…

Автор очень трепетно подошел к истории — и это сразу бросается в глаза. Многие детали, которые подчеркивают историчность, реалистичность происходящего. Например тот факт, которым делится Галя с Артемом насчет «политиков» — политзаключенных, которые имели привилегированное положение, не работали, которых потом отправили на материк… Вроде бы небольшой факт, который в романе является небольшим штрихом, призванным подчеркнуть образ начлагеря Эйхманиса, но как изящно описан…

Как говорил в одном интервью сам автор, роман создавался на протяжении 3,5 лет, для работы он нарисовал план острова, по мемуарам воссоздал, где были какие постройки, деревья, чтобы более точно описать все в книге…

Читая роман, благодаря многим деталям читатель сам может нарисовать картину быта заключенных, кажется, что вместе с Артемом, с другими заключенными ты сам находишься там. Можно представить помещения, где они содержатся, дорогу до ларька, места построений.. Это очень хорошо, когда при чтении такая картина вырисовывается.

Как и любой крупный роман, читать «Обитель» вначале тяжело — но нужно вчитаться, чтобы полностью погрузиться в нее. И мне кажется, прочитать роман — нужно! Нужно ради истории, ради неповторимого, запоминающегося языка Захара Прилепина, в котором переплетаются изящные литературные выражения, яркие образы незаметных деталей с низким, диким, порой чудовищным описанием жизни заключенных. Но все-таки — это наша история, которую нужно знать.
Настоятельно рекомендую прочитать книгу, если вы еще этого не сделали!



Return to Top ▲Return to Top ▲