:::: МЕНЮ ::::

Норильск и Талнах

Что же, 3 августа 2024 года было наше последнее утро на базе Бунисяк плато Путорана. В этот день даже для меня подъём был ранним — первую фотографию сделал в 6 утра.

Прощаюсь с плато, не стоит зарекаться, но скорее всего — навсегда. Было интересно, места дикие и хотелось бы побольше их поизучать, но даже то, что удалось — это очень здорово!

Мы выехали в 7 утра, часа через 2 была первая санитарная остановка. Вообще, назад дорога была быстрее, уже через 5.5 часов мы приплыли в Норильск.

В Норильске нас встретили и заселили всех в уже знакомую нам гостиницу «Норильск», где мы немного отдохнули (я успел сходить за пивом и отметили с Алексеем окончание тура) и нам организовали обзорную экскурсию по Норильску и району Талнах.

Первым делом был Нулевой пикет. Нулевой пикет – это место, откуда начинался Норильск, абсолютная точка отсчета территории. В словаре понятие значится как «начало изыскиваемой трассы».
В 1921–1922 годах Николай Урванцев продолжал разведку норильских месторождений. И именно его экспедиция в 1920-м установила этот памятный знак. Сейчас это просто большой камень с укрепленной на нем табличкой.

Затем мы поехали к руднику «Заполярный», а за спиной был Угольный ручей и вид на гору Шмидтиха. Что именно за остатки здания на горе, гид затруднилась ответить. Возможно, остатки какого-то рудоспуска или эстакады. Рядом там имеются остатки узкоколейной железной дороги, части которой разбросаны по всей горе — остатки железа и бревна оттуда не вывозятся, всё так и ржавеет, и портится на склоне…

Следующей остановкой была уже знакомая нам по первому дню в Норильске «Норильская Голгофа». Там я уже даже не фотографировал — про неё писал несколько дней назад, там мы с Алексеем были в первый приезд в Норильск.

Памятник девушке-геологу. Интересно, что за свою более чем полувековую историю девушка на постаменте была разная. В разные годы девушке в руки «давали» то бумажный свиток, то винтовку, вот и менялась «профессиональная принадлежность» героини. Время и ветер отняли у «девушки» одну руку, стерли следы карабина и патронташа, опоясывавшего фигуру.

А вот строки Всеволода Вильчека, который в 1960–1962-м работал на Норильском телевидении:
...А тот ваятель был влюблен и молод,
Но не к легендам парень воспарял,
Он строил в тундре небывалый город –
Испытывал на прочность материал...
И вот стоит девчонка – молодость Норильска,
Хранительница стойкости его...

Здание в центре Норильска. Поездили там, немного рассказали нам про историю Норильска.

После Норильска мы отправились в район Талнах — район города Норильска, имевший статус города с 1982 по 2004 год. В 2004 году Талнах был лишён статуса города, был включён в городскую черту города Норильска и в 2005 году преобразован в административный район города Норильска.
Памятный знак «Талнах начинался здесь» у подножия горы Отдельной.

После изучения знака мы отправились в 5-й микрорайон Талнаха, где находится обзорная площадка.

Один из многочисленных муралов Норильска и Талнаха.

Виды с обзорной площадки. Видна как часть Талнаха, так вдалеке и здания через реку Норильская

Вообще, обзорка была на 4 часа, но так как большую часть в Норильске мы и сами посмотрели, а после 6.5 часов в лодке и раннего подъема всё-таки в автобусе клонило в сон — мне она не очень понравилась.

После 20 часов нас доставили в Норильск и мы с Алексеем у стелы Норильска откололись — дорогу мы знали, так что отправились сами в магазин и уже потом в гостиницу.
Вид из нашего окошка гостиницы в 22:10. Этот горизонтальный длинный след — это дым из трубы одного из заводов.

Второй день в Норильске уже никуда не хотелось идти и ехать. Группа хотела в Дудинку, но мы там уже были. Алексей решил узнать у организаторов, если группа собралась, что может с ними в музей съездить, но когда озвучили цену, желание ехать только ради музея, вспоминая ту дорогу, которой добирались до Норильска — пропало 🙂

Поэтому отправились в музей Норильска. Свое начало музейное дело в Норильске ведет с 1939 года. Основное здание музея находится в центре города и является его визитной карточкой. Постоянные экспозиции музея посвящены истории освоения Севера, этнографии и природе Таймыра, истории города периода Норильлага.

Здесь немного, но хорошо представлены природные композиции, млекопитающие и птицы, обитающие на Таймыре и плато Путорана.

Также есть палеонтологическая коллекция, созданы различные макеты, которые интересно было посмотреть.

На втором этаже располагалась выставка картин. Были и интересные — например, плато Путорана в различную погоду и время года. Но были и просто фотоработы норильчан, которые лично мне показались слабыми, чтобы выставлять в музее…

А вот на третьем этаже расположилась выставочная проект-игра «Маршрутами Урванцева». Вот она мне понравилась.

Интерактивная выставка-игра-бродилка «Маршрутами Урванцева» позволяет посетителям перевоплотиться в полярников и представить себя во вполне реальных, неигровых и экстремальных ситуациях, в которых оказывались первопроходцы таймырской Арктики, способные годами жить в палатках и преодолевать тысячи километров по нехоженым безлюдным пространствам ради своих открытий, заполняя белые пятна на картах.

Действие игры происходит на символической экспедиционной базе, в условной «избе», и предполагает разные сценарии, маршруты и игровые роли. Параллельно можно много узнать об истории географических и геологических исследований Таймыра и Северной Земли. И о самом Урванцеве, ведь проект создан на основе его рукописей, фотоальбомов, писем и дневников

Также на третьем этаже обширно представлена история Норильлага. Здесь представлены различные письма, карты того времени, предметы быта заключенных.

Интересно было почитать воспоминания актера Георгия Жжёнова, который несколько лет пробыл в ссылке в Норильске.

И воспоминания Иннокентия Смоктуновского

В фотокарточках представлена история строителей Дудинки и Норильска.

Модели машин того военного времени

И макет дома в Норильске, с небольшими предметами внутри.

Вообще, когда есть в поездках время — люблю заглянуть в музеи и что-то почитать о городе, посмотреть представленные экспонаты. Музей Норильска в целом понравился — он небольшой, но в нем собрана История…

Ну, а напоследкок несколько расписанных фасадов домов в Норильске. Вообще, муралов в Норильске много — я не помню, где столько видел в городе. Мурал — это авторское, интегрированные в среду и культуру места монументальное произведение и в городе он обычно неслучайно и надолго, в отличие от стрит-арта, к примеру.

Это муралы на стене бывшего роддома в Норильске по адресу Богдана Хмельницкого, 18.

Это был наш последний день в Норильске, на следующий день уже в 5 утра у меня был подъем на самолёт в Красноярск, где 6 часов ожидания, затем перелет в Читу и оттуда — во Владивосток. В Чите в аэропорту удалось увидеться с моим давним другом Иваном, который уже 8 лет как уехал из Владивостока, но переписка в Интернете дает возможность поддерживать отношения.
Отпуск подошел к концу, через несколько дней уже выйду на работу, но — уже сейчас есть мысли, куда можно съездить и что посмотреть, поэтому — интересным путешествиям еще быть!