Утром второго дня тура у нас по плану должен был быть Государственный музей Армении, после чего уже поездка к Симфонии камней и в монастыри, но музей что-то переделал и экскурсия перенеслась на 14 часов. Поэтому первым делом мы поехали в Симфонию камней.
По дороге остановились на смотровой площадке у Арки Чаренца и видом на Арарат.
Пофотографировались как только можно. Арарат в нашу арку попал )
Не доезжая пары километров до Симфонии камней мы высадились и отправились к храму Маштоц Айрапет. Название можно перевести как церковь Маштоца Патриарха. Она была построена из туфа в XII веке на месте языческого святилища. Об этом напрямую говорит стоящий рядом с храмом хачкар — камень с вырезанными на нем изображениями птиц.
Хачкары
Храм небольшой, на всём его фасаде вырезаны различные орнаменты.
Храмы-храмами, но скоро группа нашла грецкие орехи! ))) Стоит признать, что вкус у них был потрясающий — это не те, что продают на рынке, порой какие-то сухие или жесткие — тут молодые, мягкие и вкусные! Дальше по дороге еще и яблоки пособирали. Уже тогда поняли, что в туре голодать нам не придётся, не пропадем в дороге!
Спуск в каньон к Симфонии камней.
Собственно, сам вход. Билет стоит 300 драм (75 рублей на наши деньги)
Это место называют также иногда «Базальновым органом», так как его внешние слои своим видом напоминают одноимённый музыкальный инструмент.
Состоит он из огромных симметричных шестиугольных и пятиугольных базальтовых колонн высотой около 50 метров.
Колонны образовались около 40 млн лет назад, когда лава с близлежащих гор стекала в ущелье Гарни. Лава быстро остыла и кристаллизовалась.
Аналогичные скальные массивы в форме прямых труб существуют в некоторых других странах. Самая известная, конечно же, «Мостовая гигантов» в Северной Ирландии. Я же видел нечто подобное на Курилах, а отдельные шестиугольные базальтовые колонны встречал и на плато Путорана.
Кстати, на фото виден небольшой поезд с вагончиком — он ленивых возить вниз-вверх по дороге 🙂
Чем больше путешествую и вижу достопримечательности разных мест — тем меньше стараюсь ожидать от новых мест, чтобы не разочароваться. И в этот раз место меня, конечно, впечатлило! Понимая, что это не человеческое творение, а природное — это впечатляет!
После Симфонии камней мы отправились к храму Гарни. Этот античный храм Армении был построен в 77 году н. э. армянским царём Трдатом I, о чём свидетельствует обнаруженная в 1945 году в поселке Гарни надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к дохристианской эпохе. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 г.
Руины церкви Святого Сиона (VII в.). Она была разрушена во время землетрясения 1679 года. Единственное до сих пор известное упоминание о её строительстве сохранилось в рукописи 1346 года, научное исследование которой позволяет утверждать, что ее в 659 году построил Католикос Нерсес III Тайеци Строитель.
Взгляд на прилегающую долину. Немного удивлял контраст зеленого и серого, где-то есть растительность, а где-то её нет совершенно, только камни…
Античная баня Гарни. Считается предшественницей бань средневековой Армении. Ее обнаружили в 1953-1954 годы при раскопках крепости. Баня состояла из пяти комнат. Первая – прямоугольной формы – была предназначена для устройства топки (под баком) для подогрева горячей воды. Последующие три отводились для купания. Пятая служила раздевальней и комнатой отдыха.
Все комнаты бани, кроме раздевальни, имели двойные полы. Верхний пол поддерживался снизу построенными стойками-опорами, изготовленными из обожженного круглого кирпича и гончарных труб. Так сказать, прообраз теплых полов.
Разноцветная мозаика изображает море. Представлены различные божества, такие как русалки (Нереиды), человек с конским хвостом, рыбак, и множество крупных и мелких рыб. Изображения включают различные выражения, относящиеся к морю, такие как «Глубина моря» или «Море мира», и имена богов (Главкос, Тетис, Этос, Аргиос, Потос и т.д.).
Храм небольшой, мне кажется, за полчаса его можно весь осмотреть… Уходя, бросил еще раз взгляд на храм Гарни…
Так как в 14 часов у нас по плану была экскурсия по Историческому музею Армении, мы из Гарни отправились обратно в Ереван.
Экспозиция музея разделена на несколько отделов: археологический, этнографический, отдел нумизматики, отдел исторической архитектуры, и отдел новой и новейшей истории Армении.
В музее представлены предметы материальной культуры, обнаруженные на территории Армении и относящиеся к периодам, начиная с каменного века до конца XIX века.
Одним из первых экспонатов нам показали древнюю обувь, найденную в пещере Арени-1 (в эту пещеру мы отправимся уже на следующий день). Это кожаный ботинок, которому уже 5500 лет. Найден он был в 2008 году в отличном состоянии в пещерном комплексе Арени. Это цельный кожаный ботинок, который на несколько веков старше обуви ледяного человека Эци, что делает его старейшей цельнокожаной обувью в мире, известной исследователям.
Карасы. Мы их будем встречать еще ни раз. Карас — это крупный глиняный сосуд эллипсовидной формы (объём его может достигать 1000 литров), используемый в Армении для изготовления и хранения вина.
Какие-то статуэтки. Не чуждо было искусство древним людям.
А это копия пола бани в Гарни, которую видел утром. Тут более подробно можно рассмотреть рисунок.
Фотографировать в исторических музеях, я считаю, неблагодарное дело — в них нужно ходить, читать, слушать гида…
Вообще, Юрий говорил, что мы уже не успеем в Гегард — вечером у нас поход в джазовый бар должен был быть, а туда и назад еще дорога. Но группа единогласно решила, что ехать — надо! (некоторые даже были согласны пожертвовать приемом пищи:) ). И поэтому после музея мы двинулись снова мимо Гарни — в сторону монастыря Гегард.
Гегард еще называют Айриванк («пещерный монастырь»). А более полное название — Гегардаванк, что можно перевести как «монастырь копья». Это название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте и которое, как утверждается, привёз в Армению Апостол Фаддей в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.
Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Согласно преданию, основателем монастыря был Григорий Просветитель.
Монастыри Армении меня впечатлили, в первую очередь, своей монументальностью и тем, насколько в труднодоступных местах они находятся, из каких камней сделаны. Шутка ли, сотни лет назад сюда доставить камни и сделать такой монастырь?
На стенах много различных орнаментов. Только представьте, как более тысячи лет назад люди высекали их в скале!
Вдохновлялись и набирались впечатлений, гуляя по монастырю. Лично меня, на удивления, они захватывали — притом, что не считаю себя верующим, но какая-то энергетика, видимо, от них шла…
Вернувшись в Ереван и немного передохнув, мы всей нашей дружной группой отправились в «Малхаз Джаз клуб», чтобы послушать (естественно!) джаз. Я не почитатель джаза, но сама обстановка и подача — понравились.
Мы сидели прямо у сцены, музыкант как будто видел, что мы внимательно слушали и многие песни шли словно для нас, некоторые даже посвящал нашему столику :)))
После полуночи появился сам Левон Малхасян, 79-летний армянский джазовый музыкант, живая легенда джаза Еревана (о нём лучше почитать подробнее в Интернете), народный артист Республики Армения. Уже более 15 лет (кроме дней, когда на гастролях) он приходит в полночь в свой клуб и исполняет несколько композиций. Нам довелось его услышать и посмотреть, как виртуозно он играет!…
Напоследок на улице сделали с ним общую фотографию.
Не забуду небольшой диалог, когда Наташа, восторгаясь игрой Левона, сказала, что это было «классно», а потом, видимо, подумав, что он может не понять, добавила, что классно — «это по-вашему хорошо!».
На что маэстро заметил: «Милочка, я русский язык знаю лучше армянского. Я знаю, что такое классно…»