В обед последнего дня в Москве должен был встретиться с Иваном, другом из Владивостока, который еще 8 лет назад улетел в Читу и за эти годы виделись с ним 1 раз — в Чите после прошлого моего отпуска в августе. Второй раз должен был быть сегодня 🙂
Ну, а с утра решил сходить в Новую Третьяковку, где выставлены произведения художников XX века.
Поэтому, чтобы не возвращаться в гостиницу, сразу забрал свои вещи и сдал в камеру хранения на Белорусской, чтобы потом оттуда сразу забрать их в аэроэкспресс.
Одной из самых известных картин, конечно же, является «Черный квадрат» Малевича, на который многие и приходят посмотреть 🙂
Картина «Мать» Кузьмы Петрова-Водкина.
«Купание красного коня» — одна из самых известных картин художника.
Какие-то картины я, естественно, знал, какие-то были неизвестны мне и только тут с ними познакомился.
Ларионов Михаил, картина «Провинциальный франт» (1909 г.)
Аристарх Лентулов, один из родоначальников русского авангарда. Автопортрет «Великий художник» (1915 г.)
Нико Пиросмани, я думаю, в представлении не нуждается. Художник-самоучка, представитель примитивизма, один из крупнейших мастеров наивного искусства. И его картина «Рыбак среди скал» (1907 г.)
Еще одна картина Нико Пиросмани — «Семейная компания» (1907 г.)
В музеях всегда поражало, как нерационально место используется — столько свободного его на стенах!
Подошел к картинам Марка Шагала. Картина «Свадьба». 1918 год.
Марк Шагал, «Над городом». Эту картину художник начал писать в 1914 году, когда несколько лет уже был влюблен в дочь ювелира Беллу. Сам он тогда был беден. Шагал отправился в Париж, где стал знаменитым. В 1915 году они с Беллой поженились. На картине художник изобразил себя и любимую. Окрыляющее чувство любви Шагал изображал на своих сюрреалистических картинах.
В 1920 году Марк Шагал был приглашен Эфросом в Еврейский камерный театр для создания декораций.
Планировалось, что декорации будут созданы по миниатюрам произведений Шолом-Алейхема. Во время осмотра помещений театра, художник вдруг сообщил, что готов расписать дополнительно и стены. Таким образом, на стенах появилось семь панно, которые были написаны предварительно на холстах.
Панно «Введение в новый еврейский театр» было огромным – в высоту оно достигало трех метров, а в длину – восемь. На нем изображено commedia del arte.
Зал картин Марка Шагала вот так выглядит. Вообще мне повезло — пришел с утра в будний день, вначале ходил по пустым залам, потом уже стали попадаться редкие посетители 🙂
Алексей Моргунов, картина «Рынок. Мясная лавка» (1911 г.).
Василий Кандинский и его «Композиция VII»
Картина Александра Яковлева «Рыбак. Майорка», 1915 г.
А вот эта картина Лучишкина «Координаты живописи плоскости. Работа аналитическая.» (1924 г.) выбила из колеи. Что? Это — в музее? :))
В середине 1920-х Казимир Малевич сделал афишу для немецкого остросюжетного детектива Ф. Ланга «Доктор Мабузо». Кто помнит, в 1988 году увидел свет альбом группы «Кино» — «Группа крови», обложка которого по сути представляла собой эту же картину 🙂
Картина «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича (1915 г.), известный как просто «Черный квадрат».
Одухотворился им 🙂
Картина Петра Вильямса «Автопробег» была создана в 1930 году. Посвящена популярному в годы индустриализации в СССР явлению автопробегов. Вообще много было картин первой половины XX века, о которых ранее не слышал, интересно было их посмотреть.
В дальнем зале видна картина Александр Дейнеки «Вратарь» (1934 г.)
Картина Бориса Голополосова «Тупик», (1938 г.). Картина со смыслом!
Александр Герасимов, картина «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле» (1938).
Картина получила в фольклоре ироничное название «Два вождя после дождя».
Картина «Первая конная армия» (1935 год) Александра Герасимова. После начала репрессий и гибели более десятка военачальников, изображённых на картине, «Первая конная» была убрана в запасники и почти 20 лет не выставлялась на публике.
Михаил Нестеров, «Портрет И.П. Павлова». Слева же картина Корина П. «Портрет А.М.Горького», 1932 г.
Федор Решетников и его картины «Прибыл на каникулы» и «За мир!».
Свою картину «Прибыл на каникулы» художник завершил в 1948 году и тогда же она стала рекордсменом СССР: тираж открыток с ней составил 13 000 000 экземпляров.
Спросил в зале, а где «Опять двойка»? Оказывается, увезли её на какую-то выставку…
Картина «Старинный сказ. Александр Невский. Северная баллада» Павла Корина (1942 г.)
Есть в музее и относительно новые картины, которым «всего» по 30-70 лет.
Владимир Переяславец, картина «Налетался» (1957 г.)
Картина «На троих» Гелия Коржева (1987 год):
Нестерова Наталья, «Тайная вечеря» (1996 г.). Композиция из 13 частей. Как ни старался, все 13 частей в кадр не влезали…
Картины космонавта Алексея Леонова «Восход-2» и «Полярное сияние».
За свое 2.5-часовое посещение музея прошел все его залы, посмотрев все экспозиции.
Что-то понравилось больше, что-то — меньше, но Новая Третьяковская галерея — это тот музей, который за все свои многочисленные посещения столицы ранее не посещал. Еще один пробел в культурной программе Москвы у меня закрыт.
После Третьяковской галереи у меня было еще время, поэтому прошелся по парку Музеона, посмотрел, что там нового. Многое уже видел, но были и новые скульптуры. Например, деревянного Буратино в прошлый мой прилёт не было. Потом отправился пешком в Александровский парк.
В районе 13:30 часов встретились с Иваном. Первым делом сходили пообедать и выпить по кружке пива за вторую встречу за восемь лет!
А потом прошлись довольно традиционным маршрутом — по Красной площади, Зарядье, в сторону парка Горького через Музеон. К сожалению, там время уже поджимало, так как в 16 часов я должен был быть уже на Белорусской…
Попрощались с Ваней, может, увидимся в следующий раз не через 8 лет )))
А меня ждал перелет во Владивосток. Накануне Сергей забронировал вип-зал в Шереметьево — поэтому там поужинал, выпил несколько бокалов вина, чтобы лучше спалось — и полетел обратно на историческую родину…