:::: МЕНЮ ::::

Плато Путорана. День 4. В сторону плато

Утром 30 июля, на четвертый день нашего тура, к нам с Алексеем подошел Чингис и дал нам пример, как писать расписку о том, что компания не несет никакой ответственности и мы пойдем по тропе к вершине на свой страх и риск. Также дал нам пищалку от медведя, фальшфейер и рацию. Хорошо, что ни первое, ни второе нам не пригодилось.

В этот день планировался очень лайтовый маршрут и отдых у водопадов.
В районе 11 часов мы отправились на лодках к месту старта.

Прибыв на берег, Чингис сразу отвел нас в сторону и показал тропу, по которой нужно подниматься — она ведет и к водопадам, и далее в сторону плато. И не теряя времени, мы довольно быстро отправились в путь.

Когда ходишь в дикой природе большой группой, медведей опасаешься меньше, когда вдвоем — риск наткнуться на лесного жителя увеличивается. Поэтому поднявшись к более-менее густому лесу, периодически покрикивали — мало ли, не хватало еще на медведя выйти 🙂

Очень скоро мы подошли к костровищу, где стоял котелок. От берега до этого места было меньше часа нашим быстрым шагом.

Посмотрели на водопад, запомнили место, куда нужно будет спускаться и двинулись дальше. К слову, все треки на Путорана я записывал в Страву — благо, без интернета она не проверяла авторизацию (как делает каждый день в городе) и можно было записывать, что находили, оффлайн для истории.

Словно поленница дров огромная! На самом же деле это столбчатая отдельность.

Столбчатая, или призматическая, отдельность представляет собой специфические образования из базальта (магматической вулканической горной породы) в виде колонн или столбов, образующих в сечении пять или шесть граней. Нередко столбчатая отдельность приобретает форму причудливых призматических узоров на поверхности базальтовых скал. В основе сложного механизма образования столбчатой отдельности лежат особые условия охлаждения потоков лавы, когда наружные слои, соприкасающиеся с атмосферным воздухом или с морской водой, уже остыли, а внутренние еще остаются горячими.

На самом деле, словно вытесанные каким-то великаном столбы очень ровной формы!..
Обозреваем с Алексеем окрестности.

Чем выше поднимаешься, тем явственнее видишь ровную поверхность противоположных гор.

Когда многое у твоих ног.

250 млн лет назад произошло Пермское вымирание, крупнейшее в истории Земли. За несколько десятков тысяч лет планета лишилась 96% морских видов, 75% видов наземных позвоночных и 80% видов насекомых, что во много раз превосходит масштабы катастрофы, убившей динозавров. Ученые долго искали причины этой массовой гибели животных, в частности, пытались найти достаточно крупный метеоритный кратер, подходящий по датам. Но известно, что Пермское вымирание совпало во времени с излияниями лавы в районе Сибирских траппов.

Траппы — это, по сути, вулканы циклопических размеров. В ходе их извержений на поверхность выходит столько лавы, что она покрывает значительную часть материка, Сибирская трапповая провинция простирается от Уральских гор почти до озера Байкал и Якутска. У траппов нет ни жерла, ни даже выраженного центра — потоки жидкой лавы льются из многих щелей и образуют сравнительно плоские базальтовые скалы, формирующие уступы (по-шведски trappa — это лестница). Вместе с базальтом на поверхность выходят металлы, и потому не случайно, что город Норильск, живущий добычей никеля, меди, кобальта и платины, находится в районе наиболее мощных трапповых отложений.

А в это время мы уверенно набирали высоту. И хотя я двигался медленно (относительно Алексея), но всё же мы продвигались вперед.

Данная гора представляла собой словно несколько природных террас. Поднимаешься, впереди словно стена, которую обходишь сбоку, проходишь — и снова стенка, которую нужно обходить, попадая на относительно ровную поверхность.

Чем выше, тем мельче становился курумник, постепенно переходя в какой-то сыпучий песок под ногами.

Но в какой-то момент стало понятно, что нужно идти назад. Каюсь, стало понятно, наверное, мне, и, возможно, необоснованно — наверное, могли бы и выше подняться. Но понимал, что да, может мы поднимемся — но спускаться всегда тяжелее, да и не факт, что за камнями — уже плато будет, а время у нас было ограниченно и не хотелось заставлять группу ждать. Как потом оказалось, времени у нас еще был целый вагон 🙁

Но что сделано — то сделано. На само плато мы вдвоем не поднялись, но неплохо погуляли — это лучше, чем просто бы сидели у водопада, когда есть силы пробежаться на природе.

Подъем у нас на высоту 820 метров над уровнем моря (озеро находится на высоте примерно 50 метров) занял около 2 часов, а спуск — чуть больше часа.

Через час после начала спуска мы подошли к водопаду, где была наша группа.

И снова столбчатая отдельность, впечатляющая своим видом.

Водопадов много, совершенно разных. И это еще они не в полную силу льются…

Ну, а под водопадом уже реки, которые образуют порой подобие чаш или купелей, в которых можно макнуться. Вода прохладная, в озере замеряли, показало около 10 градусов, но думаю, там даже похолоднее могло быть. Но на жаркой погоде макнуться даже в такую прохладную воду — очень здорово!

Место для фототочки, а дальше видно на пригорке место нашего привала, который мы уже сегодня проходили по городе в гору и где мы будем отдыхать и ждать чая с бутербродами.

На курумнике, поднимаясь на плато, нашел часть рога северного оленя, принес к месту стоянки, и вот сфотографировался с ним.

Времени было много, оставалось только фотографировать водопады со всех ракурсов и просто отдыхать.

Решил, что если есть водопад, почему бы не макнуться в нем? Чаша водопада небольшая, но постоять под струями обжигающе-холодной воды можно.

Алексей остался внизу, не подходил ко второму большому водопаду, поэтому кадр снизу вверх 🙂

Через какое-то время у нас был обед и, немного еще отдохнув после него, отправились дружно к озеру, откуда нас забрали на базу. День выдался бы относительно спокойный и не слишком насыщенный по видам, если бы не наше восхождение на гору.

А в лагере снова всех встретил Ганя, которому всего 3 года и который панически боится катеров и не ездил с нами. Всем встречным он сразу предлагал отобрать у него палку, а когда люди разошлись кто куда, он тоже выбрал себе место — просто смотреть на озеро и на отдыхающих вдали людей. Его на самом деле в лесу можно было спутать с медведем, благо, минимум густого леса, чтобы не увидеть 🙂

22:50, последние вечернее фотографии у озера.

А на следующий день нас уже ждал полноценный подъем на плато Идол.