Одна из достопримечательностей, на которой обязательно хотел побывать — это Чертов и Ведьмин мосты. А выбирая, с кем туда отправиться, искал компанию, которая водит на оба моста — были такие, кто водил только на Чертов, что мне не подходило. Поэтому снова остановился на «Сахалинском путеводителе».
Группа в этот раз была совсем мини — гид Тимофей, я и Наталья, поэтому ехали мы с комфортом на Крузаке 100-ом. Наш путь лежал через город Холмск, поэтому на подъезде мы заехали к мемориалу Великой Отечественной войны
Рядом находятся доты, которые к какому-то событию приводили в нормальный вид, чтобы реконструировать события старых лет.
А это вид со смотровой площадки напротив, с перевала на Холмск. Постарался, чтобы на кадр не попала, но прямо по курсу находится стихийная свалка. Всегда удивляюсь, почему свалки любят делать у красивых мест (
Уже в Холмске мы остановились у хоандэна. Хоандэн означает в переводе примерно «хранилище духовных сокровищ». Японцы ставили хоандэны на территории каждой школы для патриотического воспитания учеников. В таком павильончике хранился портрет императора и рескрипт об образовании. Во время школьных торжеств директор школы и лучшие педагоги с величайшим почтением проносили реликвии хоандэна вдоль «линейки», директор зачитывал рескрипт, а все присутствующие на протяжении всей церемонии стояли в низком поклоне. После второй мировой войны культу императора в Японии пришел конец, и все хоандэны были разрушены как часть культа.
Покинув Холмск, двинулись дальше. Указатели, куда ехать, чтобы увидеть мосты.
Строительство ветки, протяженностью 83,9 км, началось в 1921 году и шло с большими трудностями, так как большая часть дороги проходила через горы, крутые спуски и подъёмы, которые чередовались с резкими переходами через многочисленные горные реки и таёжные леса.
Самым сложным оказался отрезок железнодорожной ветки в районе станции Николайчук, где пришлось возвести несколько тоннелей и мостов на небольшом участке. При проектировании было принято уникальное инженерное решение. Линию полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь его проходил по Чёртовому мосту. Длина моста составила 125 метров, ширина — почти 9 м. Длина тоннеля, который берет начало под мостом, составляет 870 м, ширина 6 м и высота 5,5 м.
Минут 40 по железной дороги и вот мы у первой цели нашего треккинга — у Чертова моста, который был построен японцами в 1928 году.
Как нам сказал Тимофей, лестницу разобрали, чтобы люди не ходили и не лазили туда. Но другие люди повесили там веревку, чтобы те, кто ходит и лазят — могли это делать без вреда здоровью ))
Пофотографировав, мы двинулись в тоннель, чтобы подняться на сам мост, а спустя 10 минут мы уже вышли из него.
Дальше к самому мосту пришлось идти сквозь лопухи с нас ростом.
Еще 10 минут — и вот мы у Чертова моста, наверху.
Мост впечатляет, особенно, когда понимаешь, что построено это всё было почти 100 лет назад!..
Собственно, думал что идти по нему может быть страшно — но нет, вполне себе нормально.
Посмотрел назад, откуда пришел.
Где-то внизу виднеется станция «Чертов мост». Вообще, это конечно удивительно — ты заходишь в тоннель, так как нет источников света и ориентиров, кажется, что идёшь просто прямо. Но мало того, что дорога поворачивает круто вправо, так еще и набирает высоту, что в тоннеле совершенно не было заметно!
Перешли, перевели дух от красоты и двинулись дальше за непринужденными разговорами.
Железная дорога уже полностью заросла и не только лопухами, но и деревьями.
По пути в какой-то момент Тимофей остановился и мы вместе с ним. Сказал, что увидел коричневое пятно в кустах, поэтому громкой хлопушкой постарались отпугнуть это «что-то» и двинулись дальше. Подумали, что показалось, но как потом оказалось — может, и не показалось )))
Последний тоннель по дороге на Ведьмин мост. Вообще, я думал, что там всего 1 тоннель — на подъеме к Чертову мосту, но оказалось, что их там аж 3 штуки.
Ведьмин мост!
Этот мост пережил несколько пожаров, поэтому шпалы на нем отсутствуют.
Туристические группы по нему сейчас не водят — максимум сфотографироваться в самом начале.
Мы и сфотографировались и мост поснимали.
И тут в какой-то момент мы явственно услышали рык. Сначала мне показалось, что это была какая-то птица, но когда он повторился, стало понятно, что это медвежонок — не большой медведь, а именно детеныш. Недолго думаю, Тимофей приказал нам идти на мост, до первого быка (промежуточная бетонная опора моста), а сам продолжил кричать и издавать звуки спец.средствами для отпугивания зверей. Но животное продолжало пугать своим голосом, и казалось, что звук приближается. Надо понимать, что за нами был мост 49 метров высотой, а дорога назад — только одна, откуда слышали медвежонка. А где детеныш, там чаще всего может быть и его мать, что страшнее вдвойне. Поэтому решено было полчаса переждать на мосту. Тимофей несколько раз отходил от моста, чтобы поотпугивать его и послушать, слышны ли рыки. Были мысли, что если вот прям медведь выйдет к нам — тогда уже по мосту идти в сторону следующего тоннеля, так как медведь вряд ли сунется на сам мост, но хорошо, что это остались только мысли.
Такой вид открывался с быка моста, на котором мы сидели в ожидании, пока медвежонок куда-то уйдет и его звуки не будут слышны.
Через полчаса мы всё-таки вышли с моста и Тимофей сказал — двигаемся к Чертову мосту, издавая как можно больше звуков. Когда группа большая — всегда и шума больше, в этот раз нас было всего трое, поэтому пришлось быстро идти по лесу, по тоннелям, кричать, петь песни и всячески делая вид, что мы ничего не боимся и просто гуляем. Только очень быстро )))
На адреналине пролетели до станции мы очень быстро, там встретили пару групп — одна уже дошла до Чертова моста и собиралась возвращаться, а вторая — идти до Ведьминого. Предупредили их, что слышали медвежонка и двинулись по рельсам в обратную сторону к машине.
А уже у машины сфотографировался со знаменитыми огромными лопухами Сахалина. Наверное, тут они были самые большие из виденных мною на острове.
По дороге Тимофей остановился в поселке Яблочное, предложив посмотреть здание сталинского ампира. В 50-х годах на острове возвели здание для нужд СахТИНРО (Сахалинский филиал Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии) в посёлке Антоново (Яблочное, ул. Антонова). Научная деятельность велась в стенах этого здания до 74 года, когда филиал был переведён в Южно-Сахалинск. После переезда Сахалинского отделения ТИНРО, музей остался на старом месте и просуществовал до 1978 г.
Самое интересное, что у входа мы встретили женщину с мужчиной и внуком. Оказывается, это была женщина, которая прилетела из Владивостока, она работала в этом здании более 50 лет назад и показывала внуку, где она работала, где кабинет директора был. Такой вот поворот!
А впереди нас ждал маяк Слепиковского.
Маяк на мысе Слепиковского был построен японцами в 1934 году, когда южная часть Сахалина была префектурой Карафуто, входившей в состав Японской империи. Высота маяка 27 метров.
Маяк представляет собой круглую башню, которая, как и в большинстве сахалинских маяков японской постройки, соединена коридорами со вспомогательными и жилыми помещениями. На маяке применялась система сбора дождевой воды для пищевых и технических нужд: на крышах помещений маячного комплекса были устроены водосточные канавки, по которым вода, проходя через фильтры, собиралась в подземные бетонные емкости.
Пока Тимофей делал обед, нас он отправил гулять по пляжу.
Вернувшись, мы с Натальей в ожидании обеда ели красную икру, запивая глинтвейном, и смотрели на море. Божественно!
Вскоре Тимофей позвал нас обедать. В этот раз у нас была рыба, только что приготовленная на гриле, а также всякие закуски к ней. Пообедать на берегу Охотского моря с видом на это самое море и маяк — что может быть лучше?
День был насыщен впечатлениями, поездка очень понравилась и уж точно запомнится надолго! И это был мой последний день активного отдыха на Сахалине перед началом группового тура на Курилы, о чем и напишу в ближайшее время!