Казалось бы, такое знакомое всем владивостокцам название – Океанский проспект. Но какова его история? Именно это и было темой сегодняшней лекции Нелли Григорьевны Мизь в библиотеке им. Горького: Океанский проспект в истории Владивостока.
Первое название Океанского проспекта было – улица Китайская. Называлась она так потому, что до 1937 года 30-40% ее населения составляли китайцы.
Первый план Владивостока был сделан в 1868 году архитектором Михаилом Ивановичем Любенским, который и предложил планировку города прямоугольниками (кстати, затем он также успешно работал над планировкой Хабаровска).
Кстати, мало кто знает, что на месте стадиона «Динамо», который сейчас часто подтапливает – была речка Семеновская и именно тут – было ее устье.
В 1875 году Владивосток объявил себя городом. Известно, что официально городом он стал пятью годами позднее, однако, с 1875 г. он самоназванно стал городом и одним из решений того года было – срыть улицы Китайскую и Семеновскую и засыпать овраг. К 1877 году улицу выровняли.
По Китайской улице проложили вторые в городе трамвайные пути (первые были проложены в 1912 г. по Светланской). В 1917 году было построено депо на Первой речке, которое запустили осенью того же 1917 года. К сожалению, по этой улице трамвай ходил недолго – лишь 18 лет. Это объяснялось ее местоположением и особенностью – она состояло из 2-хколейной дороги, которая в районе нынешнего Дальпресса становилась одноколейной и переключалась стрелкой. Трамваи часто стрелку игнорировали 🙂
10 сентября 1964 года было принято постановление объединить Китайскую улицу с Океанским проспектом и назвать все объединенную улицу – Океанским проспектом.
Однако, вернемся в начало прошлого века. В источниках 1909 года Океанский проспект уже присутствовал. Название же улицы берет свое название с декабря 1907 года, когда был принят перечень из 49 новых улиц и 6 проспектов – всего 55 названий. Никогда более столько новых улиц в городе не появлялось. Проспекты эти – Центральный, Николаевский, Амурский, Народный, Океанский и Северный.
Также появилось много слободок, одной из который была Нахальная слободка (переименованная позднее в Дежневскую). Названа она так потому, что люди там – строили за ночь печь. А по правилам, законам того времени, если есть печь – это место закреплялось за владельцем печи (если я правильно понял:)))
Конечно, сказали нам и почему город расширялся именно к северу – почему не в сторону Чуркина, например? Это было требование военных – там были укрепления, расширяться было можно только на север.
Итак, в июне 1906 года архитектор Старожилов передал городу новый план на одобрение. Так, он предусматривал расширение для комфортного житья с 40 тыс. жителей до 100-130 тыс. за 20 лет.
Архитектор Старожилов поделил все улицы на 3 категории: основные, транспортные и остальные.
Основные – Светланская, Алеутская, Суйфунская, Корейская, Семеновская – до 15 саженей ширины (32 м).
Транспортные и торговые – Пекинская, Пушкинская, Фонтанная, Ивановская – 12 саженей (25,6 м)
Остальные – до 10 саженей (21 м)
План весь имел лучевую систему расположения улиц, которые брали свое начало от нынешней остановки Инструментальный завод, где на кольце находится звезда (тогда это была Выездная площадь). А лучи – получили названия проспектов. 🙂
Центральный проспект – позднее Тополиная аллея, а потом – Проспект Красного знамени. Кстати, его переименование состоялось 27 апреля 1967 года и назван он в честь… газеты «Красное знамя», а точнее ее 50-летия.
Николаевский проспект (1891 г.) – в честь Цесаревича Николая, посещавшего Владивосток. Позднее переименован в Партизанский.
Северный проспект получил название Проспект Острякова.
И возвращаемся мы снова к Океанскому проспекту. А получил он свое название в честь 400-летия открытия европейцами океана! Это было в 1907 году.
Вот такая несколько сумбурная, но история названия Океанского проспекта. Естественно, у Нелли Григорьевны все более складно, поэтому всем, кому понравилось – 19 апреля будет вторая часть лекции об Океанском проспекте. Велкам! 🙂