:::: МЕНЮ ::::

День 9. Гюмри, крепость Амберд, комплекс Эчмиадзин

Утром второго дня в Гюмри у меня была запланирована встреча с Арменом, коллекционером пробок в Гюмри. Еще дома списался с ним, договорился по обмену пробками, декели ему захватил. Встретились с ним около гостиницы в 9:30, немного поговорили, поменялись, презентовал мне несколько бутылок местного пива Dargett. Собственно, с коллекционерами встречаюсь редко (немногие до Владивостока добираются, а в Москве сколько предлагал, никто не хочет встречаться), поэтому встречи пусть и редки, но в радость.

После завтрака мы отправились группой в 2-хчасовую прогулку по Гюмри, чтобы узнать больше о городе и посмотреть его достопримечательности. Заглянули в Церковь Пресвятой Богородицы, которая была построена из чёрного туфа в XIX веке и имеет схожий внешний вид с кафедральным собором Эчмиадзинского монастыря, в который мы сегодня как раз отправимся из Гюмри.

Как в прогнозе и говорили, по пути нас застал дождь. Сначала несильный, что мы еще могли быстро передвигаться под ним. А потом он зарядил весьма сильно, так что пришлось прятаться в ближайшей кофейне — заодно и согреться горячим кофе.

Следующим объектом нашего посещения была Церковь Святого Спасителя, также известная как Церковь Всеспасителя. Построена она была в 1858—1872 годах.

В 1988 году во время Спитакского землетрясения церковь была почти полностью разрушена. В 2002 году начался процесс восстановления здания и в 2014 году церковь была восстановлена.
При реставрационных работах конструкции были укреплены железом, использовались старые камни, чтобы сохранить архитектурный облик здания.

Смотря сейчас на фрески и убранство внутри церкви, лишь оставшиеся леса говорят о том, что работы по реконструкции еще продолжаются…

Старый купол колокольни, обрушившийся во время землетрясения, остался возле церкви в память о Спитакском землетрясении. Еще такой вот колокол увидел:

Около церкви находится памятник жертвам Спиктакского землетрясения. Землетрясение произошло 7 декабря 1988 года. В интернете пишут, что в результате землетрясения погибло, по меньшей мере, 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности, землетрясение охватило около 40% территории Армении…

В Гюмри прошли по одной из улочек, где находится балкон из фильма «Танго нашего детства» с Фрунзиком Мкртчяном. А еще напротив этого балкона находится арт-студия Varem-Marem. Название можно перевести на русский как «Включить-выключить», а появилась эта студия в августе 2021 года. В мастерской проводят занятия по гончарному делу, лепке и керамике.

Но для нас студия интересна была другим. У нее есть одна фишка — стена с именами из мозаики, которая стала одним из символов современного Гюмри.
У каждого человека есть главное — своё имя. И вот здесь можно выбрать буквы своего имени из небольших глиняных армянских букв.

После того, как буквы выбраны, они по принципу кроссворда приклеиваются на наружную стену — ищется первая буква и к ней приклеиваются остальные.

Стоит это символические 800 драм (200 рублей). Я попросил составить моё имя из армянских букв.

И нашел, где их разместить. Так что если когда еще вернусь в Гюмри — можно будет прийти к стене и найти свое имя.

А это отдыхает Аслан — пиар-менеджер студии и блогер. Шутка ли, на его Инстаграм подписано более 5000 человек!

Сколько сейчас там имен — не знаю, но как пишут в Интернете, за первые 1.5 года порядка 40 тысяч имен появилось на стене. Где-то там и, например, Серж Танкян, лидер группы «System of a down», оставил имя своего сына Руми.

Прогулялись через парк им. Горького, чтобы выйти к холму Чести.

Холм Чести — это мемориальный комплекс, захоронение офицеров Российской Императорской армии, павших в Русско-турецких войнах.

Здесь находится часовня Михаила Архангела, построенная из черного туфа. У армян она получила название Плплан Жам, что можно перевести как «Поблескивающая Церковь», из-за блестящего металлического купола в русском стиле.

На Холме Чести мы пробыли недолго, после чего отправились к «Черной крепости». Это крепость времён Российской империи, которая была заложена в 1837 году. Сейчас крепость является одной из главных исторических и архитектурных ценностей Гюмри.

Крепость представляет собой идеально круглое сооружение из черного туфа, что и послужило причиной её названия. Сев Берд имел подземные коммуникации, ведущие на территорию нынешнего мемориала Матери-Армении и Красной крепости, а также дренажную систему, защищавшую стены от дождя.

Мемориал «Мать Армения». Этот памятник установлен в 1975 году и символизирует победы армян. Гордо стоящая женщина, держащая в руках колос пшеницы, символизирует победу.

Статуя изготовлена из бронзы и является самой большой в Гюмри. Как нам сказали, спереди это — мать Армения…

…а сзади – это свирепый вишап (дракон), грозящий испепелить все, что угрожает Родине и ее мирной жизни. Сзади — это с турецкой стороны, конечно же. Попробовал сфотографировать этого дракона 🙂

Мемориал находится совсем рядом с Черной крепостью. Издалека видно, какой она правильной круглой формы.

Погуляв, мы отправились вниз по аллее к нашему автобусу. Аллея представляет собой пешеходную аллею, по периметру которой уставлены памятные камни с названиями городов-героев Великой Отечественной Войны.

Следующей остановкой у нас была крепость Амберд. Это исторический комплекс на склоне горы Арагац, состоящий из замка VII века и церкви XI века. Расположен он на высоте 2300 метров над уровнем моря.

Приехали мы туда в пасмурную погоду с моросю, но это не остановило нас от того, чтобы пройтись по территории крепости. К тому же вел сюда крутой серпантин, который мне понравился!

Вниз в ущелье от замка вели многочисленные подземные ходы, говорят, что и сейчас некоторые из которых можно найти. Кроме того, в Амберде имелась система водопроводов, пока исследована лишь 4-километровая его часть, многое еще предстоит исследовать. А еще пишут, что одной из находок на территории крепости Амберд стал армянский лаваш, который после исследования был датирован XII веком и оказался вполне съедобным. Хотя насчет последнего у меня сомнения возникают 🙂

Церковь Амберда носит также название Ваграмашен. Она была построена в 1026 году и дошла до наших дней почти в первозданном, довольно аскетичном, виде.

Эта уникальная достопримечательность расположена в 50 км от Еревана, и к ней ведет единственная дорога, проходящая по горным серпантинам, из-за чего зимой крепость становится непреступной – на многие километры путь заносит мощным слоем снегом.

Последней остановкой перед Ереваном у нас был Эчмиадзинский монастырь.
Это монастырский комплекс, а также духовный и административный центр Армянской апостольской церкви, резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.
Главные ворота — Ворота Царя Трдата Великого и Григория Просветителя.

Монастырь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Возведенный в IV—V веках собор считается одним из древнейших христианских соборов в мире.

Нам повезло успеть попасть внутрь Кафедрального собора Святого Эчмиадзина и посмотреть его интерьер и общее убранство, фрески, выполненные в персидском стиле.

В музее собора выставлено множество экспонатов, включая рукописи и предметы религиозного назначения.

В монастыре хранятся мощи св. Иоанна Крестителя, св. Стефана Первомученика, святых апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного, Фомы, частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова, фрагмент Ноева Ковчега, частица тернового венца и предположительно «Копье Судьбы» — копье центуриона Лонгина, пронзившее Иисуса Христа.

Перед входом находятся захоронения, видимо, каких-то святых — на английском или русском пояснений не было…

Фото ближе не делал, но огромные деревянные двери собора были вырезаны в Тифлисе еще в 1889 году.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина был возведен первым Католикосом армян, св. Григорием Просветителем (Григором Лусаворичем). Он был построен не с нуля, а на основании старого языческого храма, являя собой словно символ смены вероисповедания. Пишут, что Григорию Просветителю явился сон, где Иисус спустился с небес и указал на место, где должен был быть построен собор. Отсюда и происходит название «Эчмиадзин»: «էջ» («эдж») — древнеармянское слово, означающее «спускаться», а «միածին» («миацин») означает «единственный сын Божий».

Это неприметное здание — крестильня.

Еще один вид на Собор. Вообще в комплекс одного из первых армянских соборов входит несколько зданий — трапезная (первая половина XVII в.), гостиница «Казарапат» (XVIII в.), Старые Патриаршие покои (XVIII в.) с тронным залом.

На территории монастыря есть и хачкары, сооруженные в память о людях и исторических событиях. Например, вот хачкар 996 года c мыса Норатус — один из древнейших в мире. Самый же древний датированный хачкар на территории Армении относится к 879 году.

Памятник Месропу Маштоцу. Это армянский учёный-языковед, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, просветитель, а также святой Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви.

Один из последних дней нашего тура подошел к концу в Ереване в ресторане недалеко от Каскада, куда мы дружно отправились отметить окончания путешествия по Армении. А на следующий день мы отправимся на завод «Арарат», после чего попрощаемся с гостеприимной Арменией…


Return to Top ▲Return to Top ▲