:::: МЕНЮ ::::

Улицы Владивостока. Ул. Марины Расковой, Полиной Осипенко, Гризодубовой

В Первомайском районе Владивостока находятся рядом три улицы: улица Марины Расковой, улица Полины Осипенко и улица Гризодубовой.

Эти улицы объединяет то, что они названы в честь летчиц, членов женского экипажа  беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток на самолете «Родина» Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.

Летчицы установили тогда рекорд дальности беспосадочного полета, преодолев 6 450 километров за 26 часов 29 минут. В конце пути машина попала в жесткий циклон, заставивший экипаж совершить вынужденную посадку в тайге, неподалеку от поселка Керби, а не во Владивостоке, как планировалось. Потерявшихся нашли только на восьмые сутки коллеги-мужчины Сахаров и Романов. Смелые женщины-летчицы были удостоены звания Героя Советского Союза. А когда во Владивостоке застраивался район выше реки Объяснения, их именами были названы три улицы.


Марина Раскова
Мало кто даже из проживающих на этой улице знает, кем была эта выдающаяся женщина.

А вот в 30-е годы имя Марины Расковой не сходило с газетных полос, звучало по радио, часто поминалось в наградных указах. Герою Советского Союза Расковой принадлежали несколько мировых рекордов на дальность перелётов. Говорили, хотя и шёпотом, что сам товарищ Сталин относится к Расковой как-то исключительно хорошо и даже уговаривает её не совершать особо рискованных полётов. Но Марина Михайловна пренебрегла советами вождя и бесстрашно летала самыми сложными маршрутами и в самых трудных условиях. Легенда, распространявшаяся шёпотом, гласила, что о гибели лётчицы трое суток боялись докладывать Сталину.

Родилась Марина 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12. В 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км).

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины.

В конце октября 1941 года с официального одобрения Ставки ВГК она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы».

4 января 1943 года Герой Советского Союза майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени, медаль «Золотая Звезда».

Полина Осипенко

Родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка (ныне носит её имя) Бердянского района Запорожской области (Украина), в семье крестьянина. Была девятым ребенком в семье.

В 1930 году решила научиться летать. Первая попытка поступить в Качинскую школу лётчиков не увенчалась успехом. Но во время визита на Качу К. Е. Ворошилова, она упросила его зачислить её в училище, которое окончила в 1933 году.

Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой.

После перелёта Москва — Дальний Восток П. Д. Осипенко — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей.

Майор Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полеты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым.

Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Именем Полины Осипенко названо ее родное село, улицы и площади в Иркутске, Перми, Чите, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Калининграде, Минске, Коломне, Краснодаре, Владимире, Мурманске, Элисте, Виннице, Мариуполе, Самаре, Тюмени и других городах, микрорайон в Запорожье, райцентр и район в Хабаровском крае. До 1958 года ее имя носил город Бердянск.

Валентина Гризодубова 

Родилась в Харькове 10 мая 1909 года.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Окончила Харьковскую школу пилотов гражданской авиации Осоавиахима (1929).

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах.

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Была членом комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года, командовала полком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

Звание Героя Советского Союза присвоено 2 ноября 1938 года. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено 6 января 1986 года.

Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена Гризодубова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Именем Валентины Гризодубовой названы улицы во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Пензе и Жуковском. Улицы в Бахчисарае, Крыме.

Интересно, что после присоединения к Владивостоку посёлка Трудовое появилось несколько улиц с одинаковыми названиями. Тогда улица лётчицы — первой женщины — героя страны Гризодубовой в поселке Трудовом стала просто Полуденной.



Return to Top ▲Return to Top ▲